МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

  «…умело, умно, мудро, тонко,

сердечно прикоснуться к каждой

из тысячи граней, найти ту,

которая, если её, как алмаз шлифовать,

засверкает неповторимым сиянием

человеческого таланта, а это сияние

принесет человеку личное счастье…»

В. А. Сухомлинский

Полноценная и качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ возможна лишь при условии тесного взаимодействия всех участников сопровождения.

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике:

Фитотерапия

Ароматерапия

Музыкотерапия

Хромотерапия или Цветотерапия

Кинесиология

Рефлексотерапия и точечный массаж

Куклотерапия

Сказкотерапия

Песочная терапия

 

Фитотерапия

 

Лечение с помощью лекарственных растений.

Эффективное лечебное и профилактическое средство  при различных аномалиях.

Зрение: Черника, шиповник, китайский лимонник, рябина, облепиха, морковь

Заикание: Валериана, вереск, подмаренник, пшеница, мать-и-мачеха, череда, одуванчик.

Дизартрия: Душица, зверобой, василек луговой, розовый, мята перечная, донник, тмин, брусника, клевер, толокнянка, женьшень, скорлупа кедровых орехов. Ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

Гиперактивность:  пустырник, валериана, чертополох, подмаренник.

« В невежестве нашем разумнее доверят природе, нежели цивилизации»

  Поль Брэгг.

 

Ароматерапия

 

Лечение с помощью ароматов.

Стресс: лаванда, розмарин.

Бессонница, перевозбуждение: лаванда, ромашка, валериана, тимьян, фенхель, мелисса.

Ослабленность, угнетенность: лимон, эвкалипт, ива, эвкалипт, базилик, майоран, кориандр, розмарин, петрушка.

Музыкотерапия

Это лекарство, которое слушают.

Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительной антистрессовое воздействие, в развитых странах применяется также для лечения язвы желудка, ДЦП, во время беременности и родов.

 

Цветотерапия

Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы и развитие речи.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии.

Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Кинесиология

«гимнастика для мозга»

Серия быстрых, приятных, наполненных энергией действий.

Развитие мозга – это увлекательнейший детектив, написанный природой и не до конца разгаданный.

Для функционирования мозга как единого целого, необходимо сотрудничество полушарий, «диалог» между ними.

 

Рефлексотерапия и точечный массаж

Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке.

Были обнаружены локальные области, биологически активные точки – БАТ. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Точечный массаж БАТ, дошедший до наших дней из глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность.

 

 

Куклотерапия

 

Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

 

Сказкотерапия

 

 

Дети – профессиональные режиссеры.

Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность.

Песочная терапия

 

 

 

Игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка.

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную

Общие представления о песочной терапии

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.

Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира»,  который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира».

В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф изначально использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейнойтерапии, в детском психоанализе.
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии. Визуализация, психодрама, работа с телом и движением, гипноз и т.д.

20 января 2016 в 09:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.