МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Опыт работы воспитателя Гриценко Н.В.РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Опыт и исследования многих современных педагогов и психологов показывают, что трудности и негативное отношение к учёбе у детей появляются с первых дней пребывания в школе. И часто это происходит из-за их недостаточной подготовленности.

Одним из эффективных средств подготовки дошкольников к школе является развитие мелкой моторики. Все формы движения, свойственные человеку, объединяются в понятие «моторика». В XX веке такие исследователи, как Л.С.Выготский,  А.Р.Лурия, А.Валлон, Ж.Пиаже, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина и др. доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития.

Тонкая моторика - основа развития, своего рода локомотив всех психических процессов, включая память, внимание, восприятие, мышление и речь. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, сравнивать и обобщать. Чем выше её уровень, тем легче формируется правильное звукопроизношение  и  усваиваются навыки письма и чтения в школе.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной  сформированности  зрительно-моторной координации. Поэтому данная проблема является первостепенной при подготовке старших дошкольников к школе, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами  развивается именно этом возрасте.

Вначале был выявлен исходный уровень развития мелкой моторики воспитанников. Для этого использовались задания различной степени трудности по методикам: «Дорожка»  (Л. А. Венгер) - оценка развития точности движений,«Домик» (Н.И.Гуткиной) - сенсомоторная координация, «Узоры»(В. Мыцатыну) -  готовность к овладению письмом.

 Проведя исследование, обнаружился  достаточно низкий уровень развития мелкой моторики воспитанников: большинство ребят  плохо владеют  карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений.

Для исправления выявленной проблемы была поставлена цель: подобрать максимально эффективные методы, средства для развития мелкой моторики у старших дошкольников. Данную цель можно реализовать через решение следующих  конкретных задач:

развитие точной ручной координации, тактильных ощущений;

развитие ручной умелости;

развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях движения (слева – направо, сверху - вниз, вперед-назад...);

развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

развитие  графических умений.

Вся  работа строится, опираясь на два основания: планирование, направленное на усвоение детьми определённых знаний и умений, и педагогическую импровизацию, посредством которой варьируются содержание, формы и методы работы в каждом конкретной ситуации взаимодействия с детьми.

Осуществление этих подходов невозможно без учёта дидактических принципов: систематичности, последовательности и постепенности. Это позволяет получить наиболее оптимальную структуру обучающего материала.

Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, все задания носят игровой характер.

Для развития точной ручной координации, я использую следующие игры и упражнения:

самомассаж для пальчиков;

пальчиковая гимнастика;

игры с конструктором, мозаикой;

игры  с  использованием нестандартного  оборудования;

создание лепной картины (пластилинография);

 сложение фигурок из бумаги (оригами);

ниткопись;

графические упражнения.

Самомассаж -  это один из видов пассивной гимнастики, который способствует не только подвижности суставов кисти, но и оздоравливает организм.  Проводить можно его: организованно со всеми детьми; индивидуально; при взаимодействии ребёнка с различными материалами (массажный мячик, щётки). Лёгкий пробуждающий массаж проводится после дневного сна. В это время можно массировать не только руки, но и стопы детей, что очень полезно для здоровья.

Огромную роль в развитии мелкой моторики отводится пальчиковой гимнастике. Построение пальчиками фигурок, умение манипулировать ими способствует развитию мелких мышц, тонких произвольных движений, повышению качества управления движениями. При этом осуществляется активизация речевых центров, происходит подготовка к свободному письму и развитию глазомера.

Пальчиковые игры проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Для удобства,  создана картотека пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам планирования образовательной деятельности ДОУ.

Дошкольники очень любят играть с различными видами конструкторов и мозаикой. Особенно их привлекает мозаика  «Бусины Пюсла». Бусины ребята нанизывают на «штырики», создавая свой неповторимый узор. Занятие это очень кропотливое. Бусины  на плато почти не фиксируются и норовят рассыпаться. Когда узор детьми  будет закончен, приходит время для работы педагога. Заготовку с узором нужно накрыть калькой и прогладить горячим утюгом. Бусины плавятся, склеиваются между собой в единый рисунок.

В совместной деятельности с детьми активно используются игры и упражнения на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает  общий тонус, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным и целенаправленным движениям.

 Счетные палочки, камушки, пуговицы, ракушки – первые помощники на любом занятии. Из них можно выкладывать буквы, ответы на загадки, решать головоломки. А в свободной деятельности дети самостоятельно могут выкладывать из них  рисунки по нарисованному контуру и по собственному замыслу.

В каждодневной работе с детьми целесообразно использовать игровые упражнения с различными  видами круп: гречка, рис, горох.  Предлагается  сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.

Отличным тренажёром для ребят служат обычные бельевые прищепки, которые «превращаются» в различных животных, птиц, насекомых, помогая  развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.

Большой интерес у детей вызывают игры с  резинками для волос разных цветов. Содержание игры: надеть резинки  на пальчики, согласно предлагаемой карточке, можно проводить соревнования - кто быстрей  наденет  резинки.Вот фрагменты работы  с  детьми:

Очень много идей для  новых  игр и упражнений на развитие мелкой моторики активный педагог может найти  на образовательных порталах в интернете. Так, в блоге педагога-психолога  Алёны Решетовой опубликована, актуальная с точки зрения дошкольной педагогики и психологии, игра «Волшебные карточки». Для начала я распечатала у автора 12 готовых карточек с изображением кругов и точек на принтере и заламинировала. Детям они сразу понравились, потому что похожи на "солнышко". Каждый выбирал себе карточку, которая ему больше всего понравилась.

Сначала дети обводили линии и точки фломастерами, потом дорисовывали узоры по своему желанию. Затем я предложила для работы пластилин. Ребята выкладывали узор пластилиновыми колбасками. На следующем этапе предлагается более сложный вариант игры: скопировать изображение на вторую часть листа.

Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру, какого – либо изображения. Работа проводится от простого к сложному: сначала с помощью ниткописи выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик). Надо учесть что, это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги в технике оригами, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям, рисуют различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью), вырезают ножницами, развивая  при этом, сенсомоторные способности и творческие умения.

Но самым сложным для детей оказываются графические упражнения. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза.

На начальном этапе предлагаются детям следующие игровые упражнения:

обведение карандашом по контуру (внешнему и внутреннему);

увеличение или уменьшение рисунка по заданному контуру;

рисование по точкам;

штриховка;

дорисовывание деталей в разных плоскостях.

Затем дети учатся рисовать в тетрадях в крупную клетку под диктовку. Такое рисование помогает ребенка ориентироваться на листе бумаги, готовит руку к письму, учит соотносить образец со своим рисунком, сравнивать, находить и исправлять ошибки, развивает орфографическую зоркость, помогает  предотвратить рассеянность и неусидчивость.

Но работа по развитию мелкой моторики пальцев  рук должна проводиться совместными усилиями  с родителями. Только тогда будет достигнут наибольший эффект  в нашей работе с детьми.

Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей: «Для вас, родители». Здесь они могут найти информацию о различных упражнениях для развития мелкой моторики рук, познакомиться с гимнастикой для рук, пальчиковой гимнастикой. Родители всегда могут увидеть, что делал ребенок в детском саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка, прочитать советы воспитателя, на что нужно обратить внимание в той или иной деятельности в домашней обстановке. Содержание стенда пополняется ежемесячно. На очередном родительском собрании, было отмечено, что один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Для достижения наибольшего эффекта во взаимодействии с родителями по данному вопросу была подготовлена презентация, в которой предложены различные занятия и упражнения с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов.

Проведенная работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дала хорошие результаты.

Таким образом, развивать мелкую моторику необходимо каждому дошкольнику, и тогда, обучение наших первоклассников станет успешным.

Литература:

1.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи в дошкольном воспитании. – М.: АСТ Апрель, 2002.

2.Смирнова Е.А.Система развития  мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2013.

3.Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

 

6 ноября 2015 в 11:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.