МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Презентация опыта работы с Унифицированной «Картой развития» (Короткова Н.А.)

Слайд №2. Унифицированная «Карта развития» была разработана для удобства проведения педагогической диагностики, где в описании уровня развития ребенка дошкольного возраста в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет) выносятся только ключевые признаки. Она разделена на 5 бланков – по 5-и сферам инициативы с учетом 5-и видов детской деятельности.

«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не за поведением детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним. Воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения. Карта заполняется воспитателем 3 раза в год.

Первый раз – по прошествии первого месяца учебного года, т. к. этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный «образ» ребенка, исключая адаптационный период.

Второй раз – в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца.

Третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка.

Слайд №3.Правила заполнения «Карты развития»

Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде. Предусмотрены оба варианта. Чтобы заполнить карты развития в бумажном варианте, необходимо распечатать 5 специально разработанных бланков отдельно для каждой инициативы (в MS Word).

Бланк 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)

Бланк 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Бланк 3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра)

Бланк 4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью)

Бланк 5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности)

Для удобства разработана также Универсальная унифицированная «Карта развития», которую также можно распечатать и заполнять на одном бланке все виды инициатив (в MS Excel).

Слайд №4. Воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах Карты, используя три типа обозначений:

- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

- «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере.

ВАЖНО! Обозначение «обычно» проставляется всегда только в одном столбце, но оно обязательно. В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет обозначения «изредка» и «никогда». Каждое из этих обозначений допустимо ставить против фамилии ребенка дважды или один раз. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Конфигурация обозначений против фамилии ребенка в заполненной Карте может выглядеть примерно так:

никогда – обычно – изредка;

изредка – обычно – изредка;

никогда – обычно – никогда;

обычно – изредка – никогда; и т. п.

Слайд №5. ВАЖНО! Воспитатель в процессе педагогического наблюдения должен учитывать не количественный, а качественный показатель сферы инициативы ребенка, т.е. частоту появления конкретной инициативы по сравнению с другими сферами инициативы. При обработке результатов воспитатель (наблюдатель) должен ориентироваться на обозначение «обычно», так как именно оно характеризует типичный уровень развития инициативы у конкретного ребенка.

ВАЖНО! Воспитатель не должен в процессе наблюдения сравнивать, чем больше занят ребенок, например, игрой или рисованием. Важно, чтобы он умел играть самостоятельно и в коллективе, важно увидеть, как он рисует, может ли отобразить и закончить задуманное (в соответствии с возрастными возможностями). Тогда обозначение «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок, занятый свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным – наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью.

Слайд №6. После заполнения «Карты развития» нужно ориентироваться прежде всего на обозначение «обычно». Условно проведенная линия этой отметки по всей группе означает уровень развития отдельных детей и всей группы. Если эта линия попадает в соответствующий возрасту группы нормативный возрастной диапазон, значит, все благополучно, и можно продолжать использовать выбранную ранее тактику организации образовательного процесса.

Для лучшего понимания, как работать с унифицированной «Картой развития», приведем пример ее заполнения (Слайд №7.).

Наблюдение происходило за детьми средней группы детского сада, в возрасте от 4 лет 5 мес. до 5 лет 1 мес; оценка проводилась в середине учебного года (январь).

Полученные данные в процессе педагогического наблюдения индивидуально-групповой Карты развития можно интерпретировать следующим образом: последовательность обозначений «никогда – обычно – никогда» (Тимофей Ц.) свидетельствует об очень стабильной позиции ребенка на данном уровне, последовательность обозначений «никогда – обычно – изредка» (Кира Е.) свидетельствует о том, что ребенок уже начал осваивать более высокий уровень. Часть детей, для которых отметки «обычно» попали в первый столбец, но за ними следует отметка «изредка» (Катя И., Настя К., Марк Г.) во втором столбце, не должны вызывать беспокойства, они уже на пути к следующему уровню, им нужно лишь расширить данную сферу практики. Тревогу в данной ситуации должен вызывать Давид А., получивший последовательность отметок: «обычно – никогда-никогда». Это означает, что он застрял на предшествующем уровне и нуждается в особом внимании (если его отметки и в других сферах таковы, воспитателю необходимо обратиться за помощью к специалистам).

В итоге заполнения «Карты развития» появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.

Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне (по одной или нескольким сферам инициативы), то следует пересмотреть тактику организации образовательного процесса.

Слайд №8. Исходя из того, что ребенок как целостный субъект деятельности формируется в процессе культурных практик (чтения художественной литературы, игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности в их индивидуальной и совместной формах), предлагаются два пути гибкого проектирования образовательного процесса с ориентацией на первоначальные результаты заполнения «карты развития» (в начале учебного года).

1. Ориентация на «дефицитарную» сферу инициативы и проектирование образовательного процесса как постепенное усложнение и обогащение соответствующей культурной практики, подтягивающей данную сферу инициативы до нормативного уровня.

2. Проектирование образовательного процесса с опорой на наиболее «продвинутую» сферу инициативы и соответствующую ей культурную практику - использование последней как стержнеобразующей, «подтягивающей» остальные сферы инициативы до нормативного уровня.

В целом использование унифицированной «Карты развития» позволяет гибко проектировать образовательный процесс, расширяя или усложняя содержание культурной практики в 5-и видах деятельности детей, которая соотносится с той или иной сферой инициативы (Слайд №9).

5 апреля 2024 в 10:34

Прикреплённые файлы:

Документ: Презентация опыта работы с Унифицированной «Картой развития» (Короткова Н.А.)

Описание файла:

Файл называется: prezentacija_p5c9k.pptx

Это официальный файл организации «МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково», в нём содержится Презентация опыта работы с Унифицированной «Картой развития» (Короткова Н.А.).

Размер файла: 0,15 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.