МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Опыт работы Гриценко Н.В.: Типы образовательных событий в практике педагога

Слайд № 2 Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета (реальный - подготовка к спектаклю, цирковому представлению, изготовление атрибутов, декораций, приглашений; игровой - «помогаем бельчонку», «спасаем зверей», «путешествуем на Северный полюс», «ищем сокровища»), наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени - календарные, события-традиции или не зависящие от времени года - поиски клада, путешествия, исторические экскурсы), способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникший по инициативе детей).

Слайд № 3Конструирование календарных образовательных событий не представляет сложности. Детские сады давно следуют общим календарным праздникам, таким как Новый год, Международный женский день, День космонавтики, дни рождения детей (если такая традиция имеется в группе). Это ожидаемые праздники. Подготовка к ним имеет свои традиции: подготовка концерта или спектакля, изготовление подарков, украшение группы, - и имеет обычно творческий характер, проникнута ожиданием, предвкушением праздника.

Традиционные праздники, проведенные каждым из детей в семье, тоже могут стать образовательным событием. К примеру, подготовка и празднование Нового года с родителями дома существенно отличается от того, что происходило в детском саду. И об этом детям тоже интересно поговорить. После новогодних праздников, каникул можно устраивать обсуждения, проводить статистические исследования: кто где побывал, чем занимался. Например, сколько человек были у бабушки в гостях, сколько катались на лошадке, сколько побывали на спектаклях и т. д.

Слайд № 4Детский сад - это маленькое общество. У каждого общества есть то, что объединяет его членов и отличает от других обществ, например в каждом обществе есть свои традиции.Хорошо, когда жизнь детского сада выстроена вокруг нескольких ярких образовательных событий, которые являются основой перспективного планирования и вокруг которых на определенный промежуток времени выстраивается вся жизнь детей и взрослых.Традиционное образовательное событие всем заранее известно, однако интерес к нему не пропадает, потому что не ясно, каким оно будет в этом году. Интрига заключается в том, что каждая группа детей самостоятельно готовит свою часть общего образовательного события, удерживая ее в тайне от других, и в определенный день демонстрирует свою задумку всем остальным.

Слайд № 5  Несмотря на то что педагоги, работающие по Программе, всячески поддерживают актуальные для детей темы, поощряют проявление самостоятельности и инициативности в выборе сюжетов, нельзя упускать из виду и такие темы, которые важны для развития кругозора детей, их успешной социализации, но не озвучиваются самими детьми. В таких случаях воспитатели планируют тему самостоятельно.

Если воспитатель выступает в детском сообществе как равноправный партнер, то исходящая от него инициатива воспринимается детьми не как приказ, а как ценная идея, ничем не отличающаяся от их собственных идей.

Слайд № 6 Этот вид образовательных событий можно было объединить с предыдущим, ведь так или иначе инициатором образовательного события также станет воспитатель. Однако разница состоит в том, что начинание воспитателя в этом случае скрыто от детей. Воспитатель таким образом выстраивает работу с детьми, что инициатива события исходит от них. С их точки зрения, это совершенно спонтанная ситуация, в которой они действуют самостоятельно.

Например, Вадик Т. принес в группу энциклопедию про динозавров. Книга на несколько дней увлекает его и Андрюшу Р. Они постоянно ходят с энциклопедией, обсуждаю ее. Это и есть интерес. Его можно развить, к примеру, следующим образом. Однажды воспитатель «случайно» упоминает об ученых, которые доказали, что в данной местности миллионы лет назад жили динозавры. «До сих пор люди иногда находят и кости». При этом воспитатель заранее подкладывает позади веранды, в месте для дозволенного копания, косточку (ее можно сделать из глины или другого подобной материала). Далее начинается период ожидания. Через некоторое время, когда у детей возникает желание покопать, один из детей - Никита Е. - естественно, обнаруживает кость. После бурного обсуждения ее происхождения дети приходят к выводу, что кость принадлежит динозавру. Это происшествие разогревает интерес большого количества детей. И неудивительно, что после этого случая дети начинают толпиться возле плакатов с динозаврами. Это уже их собственный выбор. Воспитателю остается только поддержать возникший интерес и сконструировать на его основе образовательное событие.

Слайд № 7 «Поймать» детский интерес - большая удача для педагога. Однако организация такого вида событий нередко вызывает затруднения для воспитателей.

Во первых, нужно быть очень внимательным к детским вопросам, разговорам, увлечениям. Не все, о чем разговаривают дети, демонстрирует их интерес. Ребенок может с радостью рассказать воспитателю о том, что ему подарили книгу про лошадей или что он был в планетарии, но это еще не означает, что его заинтересовали лошади и звезды. Об устойчивом интересе можно говорить лишь через некоторое время. Возможно, это был просто способ привлечь внимание воспитателя, желание с ним пообщаться.

Во вторых, педагог должен суметь превратить интерес одного ребенка и всей группы детей в общий.

В третьих, ему необходим навык достаточно быстрого разворачивания образовательного события.

И в четвертых, педагогу надо уметь предвидеть, какие виды деятельности могут быть потенциально интересны детям.

Например, воспитатель неожиданно отказывается от запланированной заранее темы «Перелетные птицы»: в группе между двумя девочками возник спор о том, что такое череп и для чего он нужен. Спор привлек внимание других детей. Воспитатель решил поддержать их интерес, из чего возникло образовательное событие «Путешествие во внутренний мир, или Анатомия для детей».

Однако яркое начало не является залогом заинтересованности детей в течение всей деятельности. Важно, чтобы ситуация, которую предлагает воспитатель, была актуальной, интересной для большинства детей, в противном случае она не даст никакого эффекта и не принесет пользы.

Слайд № 8

Событийные праздники отличаются от традиционных тем, что они либо становятся для детей сюрпризом (тогда это то самое событие в событии - яркое и краткосрочное), либо целиком и полностью инициированы и подготовлены самими детьми (тогда это самостоятельное образовательное событие).

Событийные праздники, подготовленные детьми: концерт, спектакль, цирковое выступление. При планировании событийных представлений и подготовке к ним следует ограничить количество сольных номеров. Такие номера лишают детей  возможности коммуникации, в то время как репетиция танца, циркового номера или хорового пения увлекает детей. Сольные номера имеют право быть в представлении, но желательно, чтобы у солистов была возможность участия и в массовых номерах.

Клуб «маленький исследователь»

Клуб - это условное название представления, в котором старшие дошкольники демонстрируют результаты своих «научных» исследований. Например, представляют самостоятельные проекты, проводимые в рамках темы текущего образовательного события, или показывают безопасные и доступные для понимания и проведения научные эксперименты.

Событийные праздники, подготовленные взрослыми: игровой досуг, квест, клубный час.

Слайд № 8

Структура образовательного события:

1. Тема/проблема. Возможно, тема будет совпадать с темой недели, вытекать из нее или вообще не связана с ней. Например, тема «Сказки»…«Где живут сказки?», «Как попасть в сказку?»

2. Средство для мотивации. То, что будет мотивировать на протяжении всего образовательного события (а не пять минут). Например, «Лента сказок», «Дом сказок» (то, куда можно собирать сказки), книга с пустыми страницами (дети сами создадут свою сказку и добавят фотографии героев, которые появятся за время образовательного события)

3. Действия. Перевоплощение всей группы под определенную тему и сама длительная игра. Например, превращение группы в типографию/в сказочный мир. Погрузиться в изучение создания книг или в сказку и изготовление костюмов, в зависимости от темы и во что превратится группа.

4. «Бум». То, чем завершится событие: мероприятие, акция и т.д. Например, премьера новой книги, открытие центра «Книговорот», театральная постановка по сказке, в костюмах изготовленных детьми.

5. Послевкусие. То, что осталось после в группе или в детских сердцах.

Например, новые книги в книжном центре, центр «Книговорот» для всего детского сада, костюмы для сюжетно-ролевых игр.

Слайд № 10

При переходе на событийную форму организации жизни группы встает вопрос о планировании.Особенность планирования заключается в том, что в его основе лежит не перечень планируемым мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагог задает себе сам.Проработка таких вопросов уже половина плана:

Вопрос 1. Как будет называться образовательное событие?

  Название может быть кратким («Весна», «Богатыри», «Семья»)

  Иметь форму вопроса ( «Какими бывают дома?», «Куда деваются опавшие листья?»)

  Обозначать действие ( «Путешествие в Африку», «Помогаем белочке подготовиться к зиме»)

Название должно нести в себе понятийный детям смысл и быть легко воспроизводимым детьми

Вопрос 2. Актуально ли это для детей?

Актуальность может определяться самими детьми ( Ребенок принес в группу набор фигурок динозавров, чем привлек внимание большей части группы. В данном случае актуальной является сама тема. Задача педагога – на имеющемся детском интересе выстроить образовательное событие таким образом, чтобы внутри него разрешались важные программные задачи. Актуальность может определяться самим педагогом, когда он видит дефициты в развитии детей группы и вокруг этих дефицитов выстраивает образовательное событие ( К примеру, в результате анализа педагог решил , что в дефиците у группы сравнение множеств,  работа в командах и объяснительная речь. В этом случае педагог продумывает такую тему, в которой для разрешения проблемы непременным условием будут соответствующие умения и компетенции)

Вопрос 3. Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе

Время. В любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события): отправление корабля в плавание, концерт, приход гостей и т.д.В развитии чувства времени помогает календарь. С помощью календаря дети могут оценивать длительность ожидания, отсчитывать оставшиеся дни, планировать свою деятельность. Изменения в среде. Во время образовательного события в группе в результате деятельности детей появляются изменения (разнообразные атрибуты, специально организованное место и т.д.) Я – открытие себя. Для детей важно осознать свой собственный рост, свои изменения: не мог-теперь могу, не нал – теперь знаю, не умел - научился. Достижения детей могут быть представлены в виде фотографий.

Вопрос 4. Есть ли в образовательном событии место проблеме?

Вопрос этот крайне важен, так как отсутствие проблемной задачи обесценивает все событие. Недостаточно если проблема возникнет только у героя. С проблемой должны столкнуться сами дети.В образовательном событии может быть одна общая проблема, которую дети постепенно разрешают. Поэтому по ходу проживания события могут возникать и дополнительные, менее масштабные проблемы.

Вопрос 5. Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события?

Какую бы игровую форму не принимало образовательное событие, в нем обязательно должны решаться и образовательные так называемые предметные, задачи, свои для каждого возраста.Через какие виды деятельности в планируемом образовательном событии могут решаться задачи по формированию элементарных математических представлений, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром решает педагог.

Вопрос 6. Какие коммуникативные навыки будут развиты?

Какого рода коммуникативный навык в данный момент находится в наибольшем дефиците у группы? Каким образом в рамках образовательного события будет выстроена работа по развитию коммуникативных навыков с учетом возраста детей. Например, возникнут ли в течение образовательного события ситуации, при которых возможны обращения детей ко всей группе, работа в малой группе, в парах? Какие это будут ситуации ( обсуждения в кругу, проектно-исследовательская деятельность, представление и защита своей идеи и т.д.)

Вопрос 7. Как будет развиваться драматургия события?

Этот вопрос включает в себя несколько пунктов:

  с чего начнется образовательное событие, какой будет завязка;

  какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события;

  сколько времени предполагается отвести под образовательное событие

  каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события

  что станет кульминацией образовательного события ( праздник, квест, спектакль, приглашение гостя и т.д.)

  каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все, что узнали и чему научились в течение образовательного события

Вопрос 8. Как будет организована рефлексия?:

Отвечая на этот вопрос, педагог должен понять, отчет какого вида наиболее подойдет к прошедшему образовательному событию ( фотоплакат, выставка рисунков, самодельная книга). Есть ли в отчете место субъективности ребенка  ( «чему я научился»)

Нумерация ключевых вопросов условна. Конструирование образовательного события может отталкиваться как от темы, так и от дефициты задачи, которой хотелось бы уделить больше внимания.

При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончиться на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес. Педагогу важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки.

Слайд № 11 Образовательное событие очень сложно представить в виде традиционного конспекта или подробно расписанного плана. Удобнее описывать его в виде сценария.

Что появляется раньше: тема или цель? По разному. Иногда сначала рождается интересная тема, и далее педагог ищет те возможности, которые она в себе таит.Иногда сначала педагог определяет детские дефициты, и уже пот ом рождается тема, посредством которой можно удачно их разрешить.Избежать проблемы механического ухода  в комплексно-тематическое планирование поможет пирамида универсальных результатов, которую необходимо удерживать в фокусе внимания при конструировании образовательного события.

В любом случае насыщение темы содержанием должно происходить после того, как педагог зафиксирует цели и обозначит результаты, к которым будет стремиться в течение всего образовательного события.

Слайд № 12

Три  главных антикритерия  образовательного события:

1. В результате события не появилось документальных свидетельств детской деятельности

2. Детские работы, свидетельствующие о текущем событии, имеются, но недоступны для дальнейшего использования детьми, например не находятся на глазах у детей, не могут использоваться для дальнейших действий (обсуждений, правок, использования в играх). 

3. Детские работы, свидетельствующие о текущем событии, имеются, но недоступны для дальнейшего использования детьми, например не находятся на глазах у детей, не могут использоваться для дальнейших действий (обсуждений, правок, использования в играх). 

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого – это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его и не перестать удивляться.Для ребенка – возможность заявить о том, что он вовсе не «tabularasa» (лат. – чистая доска), что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Слайд № 13

5 апреля 2024 в 10:30

Прикреплённые файлы:

Документ: Опыт работы Гриценко Н.В.: Типы образовательных событий в практике педагога

Описание файла:

Файл называется: gricenko-mo-2024_p5c9k.pptx

Это официальный файл организации «МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково», в нём содержится Опыт работы Гриценко Н.В.: Типы образовательных событий в практике педагога.

Размер файла: 8,65 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.