МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Чем занять ребенка дома?

Чем занять ребенка 2–3 лет дома?

Уважаемые родители! Вынужденные выходные в жизни вашего ребенка всецело принадлежат вам, самым близким и дорогим для него людям — родителям. Чем заняться с ребенком в это время? Почитать? Посмотреть новую телепередачу? Но нужно срочно заняться домашним хозяйством. Как найти в этой ситуации компромисс?

Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. С помощью игры развиваются внимание, память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. А. С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастает. Для того чтобы занять ребенка 2-3 лет дома интересной и полезной деятельностью можно организовать игры по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

День малыша в детском саду заполнен интересными делами, неожиданными событиями, увлекательными прогулками и играми с ровесниками. А дома? Все заняты. Мама по хозяйству хлопочет, папа газету читает или телевизор смотрит, брат или сестра уроки готовят. От взрослых ребёнок только и слышит: «Иди, не мешай, займись чем – нибудь!» Чем? Малыш начинает томиться, капризничать, сам себя не умеет занять.

Малыш с интересом прислушивается и присматривается к взрослым, к окружающему его миру, делает открытия для себя. И важно в этот момент стать настоящим другом ребёнку, научить его использовать свободное время, что бы он почувствовал его, необходимость своего труда, занятий, игр.

В возрасте 2-3 лет дети очень самостоятельны. Их переполняет интерес и любознательность, желание проникнуть везде и всюду, узнать все и сразу. Недаром этот возраст называют «исследовательским».

Совместные виды деятельности взрослого и ребенка с учетом его возрастных особенностей:

· Чтение стихов, сказок, небольших рассказов, потешек, частушек и других фольклорных произведений, которые ярко иллюстрированы, понятны и интересны ребенку по содержанию.

· Знакомство с окружающим миром предметов.

· Знакомство с живым миром.

· Знакомство знаний формы, цвета, величины.

При ознакомлении детей с величиной предметов дети, как правило, раскладывают предметы на большие и маленькие (например: маленькие грибочки в маленькую корзиночку, а большие грибочки – в большую). Можно использовать машины, куклы и т. д.

Примерные игры с малышами:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

"СЕМЬЯ"

Этот пальчик – дедушка  (указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки).

Этот пальчик – бабушка (дотронуться до указательного пальца.)

Этот пальчик – папочка (дотронуться до среднего пальца.)

Этот пальчик – мамочка (дотронуться до безымянного пальца.)

А этот пальчик – я, (дотронуться до мизинца.)

А это вся моя семья! (Выполнить движение «фонарики».)

"КОЗА"

Идет коза рогатая (средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты)

Идет коза бодатая (большие их придерживают, указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед, покачивать кистями рук)

Ножками топ-топ (пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачком по кулачку)

Глазками хлоп-хлоп (большой палец внизу, остальные прижаты друг к другу. Резкими движениями соединять большой палец с остальными)

Кто кашу не ест. Кто молоко не пьёт (погрозить указательным пальцем)

Того забодаю, забодаю! (Выполнить первое движение «коза»).

"ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ"

Прилетели гули, (махать руками, как крылышками)

Гули – голубочки

Сели на головку (положить руки на голову)

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш – кыш – кыш! (Махать кистями рук, прогоняя гулю)

"ЗАМОК"

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения двух рук в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Покрутили (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны)

Подвижные игры

"Зайка серый умывается"

Зайка серый

Умывается,

Видно в гости

Собирается.

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер ухо!

Ребенок выполняет соответствующие движения. Затем скачет на двух ногах, продвигаясь вперед за мамой - зайки идут в гости. После этого малыш возвращается на свое место. Игра повторяется.

«Курочка и цыплята»

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы –

Полное корытце.

Подвижные игры дома с дыхательными упражнениями

"Жуки"

Ребенок сидит на полу по-турецки, родитель произносит:

— Ж-ж-ж, сказал крылатый жук, — по сиж-ж-жу.

Ребенок обхватывает себя за плечи и произносит:

— Поднимусь, полечу, громко-громко за жуж-ж-жу.

Ребенок и родитель разводят руки в стороны и перемещаются по комнате, произнося звук «ж». Длительность упражнения — 2-3 минуты.

"Чей самолет улетит дальше"

Ребенок и родители встают на одной линии. У каждого в руках бумажный самолетик. По команде самолетики взлетают. Можно помогать самолетику, дуя на него и не давая тем самым ему спикировать на пол.

"Мама обнимает меня"

Делаем вдох носом, руки разводим по сторонам, задерживаем дыхание на 3 секунды. На выдохе обнимаем себя так крепко, как это обычно делает мама.

 Очень полезны для детей 3-го года жизни игры, направленные на развитие мелкой моторики рук. Это разнообразные шнуровки, пристегалочки, манипулятивные игры с предметами разными по тактильным ощущениям, по степени твердости и мягкости.

 Можно просмотреть с ребенком познавательные видео для того, чтобы провести с пользой время с ребенком:

https:vk.com/video-52394280_456239115

https:vk.com/video-52394280_45639077

https:vk.com/video-52394280_456239047

Помните!

Время общения с ребенком, вознаграждает нас, взрослых, глубокой детской привязанностью.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Горка, она высокая»  или «Машина, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться  с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

 

Игру «Весёлый счет»

При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только  именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

 

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На  конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

 

Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко».  Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при  этом ребенок может называть знакомое  ему слово,  а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение.  В ходе таких упражнений обогащается словарный запас  ребенка, развивается связная речь.

 

 В игру «Живое предложение» можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости  от количества членов семьи. За каждым  играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу  все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при  этом важным условием  является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по разному. Например, задумано предложение Весной расцвели голубые подснежники. В ходе игры предложение может звучать так: Расцвели голубые подснежники весной или Голубые подснежники весной расцвели. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку  прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед»Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

 

«Лингвистическое домино».На карточках (10см х 10см) написать короткие слова (вол, приз, рак, рис, пост, газ, ель, лад и т.д.) Играть по правилам домино.

 

«Интеллектуальный теннис» Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее;  солнце - яркое; дождь - грибной.

Игры  на кухне.

Игра «Вкусные словечки»

(по аналогии с игрой  «Города»). Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

Игра «Угощение».

 Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся  взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом»,  «Я  угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных.  Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к  своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами». 

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть

в игру «Наоборот».

Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов:  лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Развитие мелкой моторики  рук.

 Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики  рук, так как  доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

 

«Игры с бельевыми прищепками».

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии  играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование  между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

 

«Сухой бассейн».

На дне миски с фасолью спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием  общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

 Игра «Ловкий зайчик»: 

предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

 

Игра «Сбей кеглю»

(любой предмет- коробку, бутылку).Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

 

«Пройди, не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии  сорок сантиметров  друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру,  которая будет способствовать не только развитию речи детей, но  формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

13 мая 2020 в 12:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.