МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Опыт работы воспитателя Груша С.Д. ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ

Человек рождён для труда;

труд составляет его земное счастье,

труд – лучший хранитель

человеческой нравственности,

 и труд же должен быть воспитателем человека.

(К. Д. Ушинский).

Дошкольное детство – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром. Происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Поэтому, с малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящему человеку. На конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.

В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти деньги должны зарабатываться ими самими, не осознаётся.

Я думаю, что всем знакома ситуация, когда ребёнок находит тысячу отговорок, чтобы не помогать взрослому. У него найдётся множество причин, которые мешают ему выполнять дела: болит живот, срочно надо нарисовать зайца, по телевизору очень интересная передача, очень хочется поиграть в компьютере или неожиданно навалилась усталость. Однако есть такие дети, которым не надо сто раз повторять просьбу о помощи, они без принуждения поливают цветы, убирают за собой игрушки, одежду. Почему же так происходит? Как воспитать настоящего помощника?

Считаю, ребёнка надо приучать к труду как можно раньше: лет с двух или с трёх. Малыш, которого в столь раннем возрасте не приучили помогать взрослым, вряд ли будет ценить ваш труд. Ведь разбросанные игрушки для него в порядке вещей! Заставить, конечно, можно любого ребёнка. Только это не понравится ни ребёнку, ни взрослому.

Надо не пропустить нужный момент. В возрасте до трёх лет закладывается характер ребёнка, он всё пытается попробовать, стремиться всё изучить, повторяет за взрослым любые их действия.

С детства дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя с детьми, я выяснила, что дети не достаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе». Не говоря уже о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей. Поэтому, очень важно познакомить  детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно – ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом.

Знакомя дошкольников с трудом взрослых, использовала разнообразные методы и приёмы. Для создания положительного отношения и привычки к труду, важнейшее значение имеет пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Воспитывать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.

В нашем дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда. В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому, необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны различные направления деятельности:

1.показ детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения;

2.  непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные  знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду.

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей – вызывать желание трудиться, работать добросовестно и тщательно.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому, необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия  наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к  детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути:

- приближение к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность взрослых и детей.

В нашем детском саду широко проектируется специально организованная деятельность на занятиях, показ детям труда взрослых, наблюдения. Организованные посещения кухни, кабинета медицинской сестры, прачки и т. Д. Детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.

Наблюдения за трудом взрослых имеет большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым.

Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку – труженику, я создавала положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.

У самих маленьких трудовое воспитание начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое.

Уже в младшем возрасте знакомила детей с трудом окружающих их людей и приучала выполнять простые поручения, так как дети очень рано начинают проявлять интерес к труду взрослых, копируя их действия, забрасывая нас вопросами: «Что ты делаешь? Для чего это нужно? Покажи, как это получается?» Дети стараются вникнуть в суть действий, стремятся помочь старшим.

Необходимо поддерживать и развивать малейший интерес ребёнка к труду взрослых, организуя с этой целью целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками человека, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслуживать себя, оказать помощь маме, бабушке, папе, дедушке).

 Работая с детьми младшего возраста, я организовывала работу так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному влиянию, видах труда взрослых. Эти наблюдения проводила во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее в ходе экскурсий за пределы детского сада.

Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают, наблюдая,  как работает мама, бабушка, няня, медицинский работник, повар, шофёр.

Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно: она помогает им одеваться и раздеваться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пыль, моет пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Проводя занятие «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя», я использовала различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала:

- Как чисто в нашей группе!

- Кто же так всё убрал? – Это наша няня – Людмила Михайловна убрала в группе.

- Ребята, давайте скажем ей «Спасибо!»

Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого труда – забота о детях.

Аналогично проводится за работой медицинской сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде дети вместе с воспитателем реализуют в игре: лечат кукол, делают уколы.

Задача по ознакомлению с каждым видом труда решается в повседневной жизни: в наблюдении за трудом взрослых, при чтении художественной литературы, рассматривая иллюстрации и картины.

Так, организуя наблюдение за трудом водителя, который привозит продукты в детский сад, я знакомила с ним детей, то есть создавала обстановку эмоциональной близости. Взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз.  Дети здоровались с ним. Читали стихотворение Б. Заходера  «Шофёр».

Наблюдения за трудом дворника организовывала в течение года. Дети узнали, что дворник поддерживает чистоту и порядок на участке детского сада; что он использует метлу, лопату. При наблюдении обязательно подчёркивала, что дворник хорошо подмёл, а на таком участке хорошо играть. Во время прогулки обращала внимание на то, чтобы они не сорили, показывала, куда надо бросать бумажки и другой мусор, напоминая, как дворник трудился, убирая участок. Зимой  также наблюдали с детьми за его работой, как дворник старательно расчищал дорожки от снега.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду, уважения к человеку – труженику.

Играя в детский сад, дети берут на себя роли няни, воспитателя. Отношение к труду в младшей группе не должно ограничиваться наблюдением. Оно может проявляться в поступках. В деятельности. В стремлении к самостоятельности.

Основная установка воспитательного процесса в младшей группе: мы учимся делать всё сами. Вместе с воспитателем малыши могут принять участие в работе взрослых: помогать дворнику, выносить опавшие листья с участка, собирать выращенный урожай. Важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от неё результатов. Уже с младшей группы нужно воспитывать бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека.

В младшей группе начинала ознакомление с трудом родителей. В индивидуальных беседах я выясняла и уточняла представления о труде. Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей, отношение родителей к своей работе. Знали, что когда родители устают, им надо помогать.

В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада.

В средней группе тема «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание: уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Уточнение представлений о содержании работы сотрудников детского сада обогащается игровая деятельность детей. Играя в «Детский сад», ребята берут на себя уже понятные роли.

Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым. В нашем детском саду таких возможностей много. Ребята помогают няне, выполняют отдельные поручения воспитателя, помогают дворнику убирать территорию детского сада.

Тема «О труде людей, работающих на транспорте». С работой водителя дети знакомились ещё в младшей группе, в средней группе эти знания расширяются и углубляются. Кроме того, рассказывая ребятам о труде лётчика, знакомила с профессиями, работающих в авиации. Этот опыт использовала для развития у детей интереса к труду лётчиков. Дети рассматривали иллюстрации, картины, на которых  изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказывала детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх «Что кому нужно для работы?», «Кто потрудился?», «Кто, что делает?».

В игре «Музыкальное занятие» дети брали на себя роли воспитанников воображаемого детского сада, и эта игра ещё больше их сближала, объединяла общим интересом.

После того, как дети познакомились с трудом врачей, водителей, хлеборобов и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я старалась раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к людям любой профессии.

С детьми старшей группы я наметила знакомство со следующими профессиями: с трудом продавца, парикмахера, библиотекаря, космонавта, швеи и модельера, пожарного, строителя.

Решила объединить знакомство с этими профессиями в творческий проект «Все профессии важны, все профессии важны». Целью проекта было формирование у детей познавательного интереса к профессиям, их взаимосвязи, интереса к игровой, коллективной, продуктивной , творческой, познавательно – исследовательской деятельности.

Прежде, чем начать работу по проекту, я провела мониторинг по методике Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представление о труде взрослых».

Вот по таким критериям:

1. Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Показатели характера представлений о труде взрослых: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результат труда.

Показатели отношения к труду взрослых: адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых, я проводила беседу, индивидуально каждому ребёнку предлагала ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3.Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои родители?

Далее проводила эксперимент с использованием визуальных методик, предлагая детям  5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, учитель, работник почты, полицейский. Ребёнок самостоятельно выбирал картинку и составлял по ней рассказ.

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, я в индивидуальной беседе показывала детям эти изображения и просила рассказать о данной профессии.

Вот какими были результаты мониторинга:

Высокий уровень - 30%;

Средний уровень – 45%;

Низкий уровень - 25%.

В своей работе я использовала – наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, просмотры презентаций и видеороликов, чтение художественной литературы и продуктивную деятельность. Составила перспективный план работы по этой теме, создала развивающую среду, организовала выставку книг в книжном уголке.

 Детям очень понравились экскурсии в библиотеку, парикмахерскую, магазин, аптеку, на почту.

Провела беседы на такие темы: «О профессии продавца», «Как работает парикмахер», «Где живут книги», «Что мы знаем о труде строителей», «Что надо делать при пожаре».

Специально организованная деятельность проводилась по следующим темам: «Полёт в космос», «Витрины магазинов», «Знакомство с трудом швеи, модельера, закройщика», «Знакомство с трудом врача. Международный день медицинского работника». Итоговым занятием было «Путешествие в мир профессий».

Много читали рассказов, стихов, загадок. Рассматривали различные картинки и иллюстрации в книгах. Детям полюбился видеоролик о Волчонке Зубок, который задавал вопрос «Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись?» Дети размышляли, отвечали, чтобы было, если бы не было профессии врача( воспитателя, полицейского и т.д.)?

Рисовали «Космос», «Профессии наших родителей», «Предметы, необходимые для работы» (атрибуты к сюжетно – ролевым играм). Лепили из  солёного теста печенье для игры «Магазин». Конструировали лодочки, самолёты, корзиночки и монеты.

Играли в такие сюжетно – ролевые игры: «Магазин (овощной, обувной, продуктовый), «Скорая помощь», «Наша улица», «Мы – строители», «Моряки», «Пожарные», «Салон красоты», «Кафе».

Играли в различные дидактические игры, подвижные игры, проводили дыхательную гимнастику «Пожарники»; утреннюю гимнастику «У садовника», « Пилоты»; гимнастику после сна «Цирк».

На музыкальных занятиях учили песни и частушки о профессиях. С удовольствием стирали кукольное бельё, пересаживали цветы.

С родителями провела собрание на тему «Трудовое воспитание в семье», где рассказала о значении труда в воспитание ребёнка, дала полезные советы, что нужно делать дома, чтобы привлечь к выполнению определённых заданий, поручений.

Оформили альбом  вместе с детьми «Профессии наших родителей» (дети принесли рассказы о своих родителях и их фотографии). Итогом проекта было развлечение для родителей «Я хочу быть….!»

Я считаю, что дети более подробно познакомились с трудом своих родителей и другими профессиями. Дети получили знания, которые они могут применять в сюжетно – ролевых играх. Ознакомление с трудом взрослых  и собственная деятельность детей позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к социализации.

По окончании проекта уровень знаний у детей существенно вырос. Показатели стали такими:

Высокий – 72%;

Средний – 28%.

Я думаю, что главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты, которые проявились бы в бережном отношении детей к своим родителям, их труду, к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.

Литература:

1.«Профессии. Какие они?» Т. А. Шорыгина.

2.«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алёшина.

3.«Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду» Л. М. Матвеичева.

4.Диагностическая методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик  «Представления о труде взрослых».

6 ноября 2015 в 11:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.