МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Опыт работы воспитателя Пархоменко Л.И.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Развивая идеи К.Д. Ушинского,  видный педагог В. Н. Сороко-Росинский указывал на то, «что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его».

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения они должны достигнуть определенного речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли - все это и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.

Перед каждым педагогом-дошкольником стоит особая цель  -развитие связной речи дошкольников через использование средств устного народного творчества.

Для реализации этой цели был разработан и осуществлён алгоритм действий:

1) подобрана и изучена методическая литература;

2)составлен план деятельности;

3)подобрана картотека  малых жанров русского фольклора и  мнемотаблиц.

 Также были учтены особенности детей старшего дошкольного возраста, интересы, потребности, для того, чтобы в игровой форме овладевать литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составления высказывания любого типа. Умению вступать в контакт с взрослым и сверстниками: выслушивать, спрашивать, отвечать, спорить, объяснять.

Учитывая современные требования к речевому развитию детей, что одним из важнейших средств является создание развивающей речевой среды. В группе созданы уголки: речевого развития и устного народного творчества. Это способствует развитию речи детей не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в нерегламентированное время.

Большую роль в развитии связной речи моих воспитанников, несомненно, играет знакомство с устным народным творчеством, которое побуждает их к  речевой деятельности, стимулирует речевую активность.

Используя словесное творчество народа в образовательной работе с детьми, необходимо как можно шире применять жанры устного народного фольклора, включать их во все жизненные процессы детей, во все виды деятельности.

Ни для кого не секрет, какой огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста. Нет,  вероятно, ни одного ребенка, который без замирания сердца, без интереса, воспринимал бы сказку. Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Знакомя с русскими народными сказками, важно донести до детей их богатое содержание, насыщенность художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими). Первым шагом в достижении поставленной цели можно считать тот факт, что дети в повседневной жизни, в играх, используют в своей речи такие выражения как: «Красна девица», «Ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой». Это развивает и обогащало речь детей, развивает творчество.

Сказка помогает вводить ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, учу его сравнивать и сопоставлять, переживать вместе с героями, ставя ребёнка на место положительного или отрицательного героя, давая возможность выбора собственной позиции:

- «Докажи, что Аленушка лучше всех»;

- «Кого тебе жалко в этой сказке?»;

- «Как бы ты поступил на месте волка?»;

- «Кто тебе больше всего понравился?»

- «Подтверди словами из сказки».

Все это возбуждает речевую творческую активность детей, заставляет делать выводы.

Сказки играют огромную роль в нравственно-речевом воспитании дошкольников. В них содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительное отношения к старшим. Каково было мое удивление, когда в игровом  упражнении «Давайте, поздороваемся» Маша Г. сказала, что раньше здоровались поклоном - «поклонился в пояс». Тут же дети вспомниливысказывание «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль».

Читая и рассказывая сказки, детям предлагается несколько пословиц, для их рассматривания, а выбрать предлагается одну, которая подходит к данной сказке. Например, в сказке «Морозко»: «Добро век не забудется», «Мир не без добрых людей»;  в сказке «Лисичка сестричка и волк»: «Всякая птичка свою песенку поет», «Вор у вора дубинку украл», «Попался на удочку» и т.д.

Для ребенка сказки - это его жизнь, они требуют от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость. Поэтому детям очень нравится шифровать и моделировать знакомые сказки с помощью геометрических фигур. Они с удовольствием обыгрывают сказки, используя настольный, кукольный, пальчиковый театры, совершенствуя диалогическую и монологическую речь. Изображают сказочных героев, рисуя их, вырезая, склеивая. Не случайно говориться «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».

Неоценимую помощь в работе по развитию речи оказывают мнемотаблицы. Изучив литературу, был  подготовлен необходимый материал: схематические изображения персонажей сказок, ассоциации действия сказочных героев, некоторые предметы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.  К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное, а это не сухое пересказывание, а активный творческий процесс.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников, словесного творчества, обучения пересказу, т.к. ее композиционная четкость, однозначность  логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания.

Создавая картотеку малых жанров словесного творчества народа, я уделила немаловажную роль пословицам и поговоркам.

Работа над пословицами предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства, и заставляет детей предпринимать определённые  усилия над собой в постижении смысла сказанного. Но надо понимать, что мало познакомить детей с  пословицами и поговорками, научить понимать их смысл, необходимо чтобы дети могли пользоваться ими в повседневной жизни. И дети постепенно стали использовать их в разных ситуациях и этому есть много примеров. Указывая на часы и предупреждая, что нам надо готовиться к занятию, услышала, как Илья сказал: «Делу - время, а потехе час», на занятии Вова не хотел делать работу по  аппликации, услышала, как Виталий ему говорит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», выполнив работу по математике не правильно, Саша  не получил поощрительной фишки, сказал: «Какова работа, такова и награда», на прогулке, рассматривая снег, Вика сказала: «Много снега в январе, много хлеба на столе».

Весной, выйдя на прогулку и заметив, что погода поменялась несколько раз, дети отметили: «Весна и осень - на дню погод восемь». К пословицам и поговоркам были составлены схемы для запоминания, например: «За двумя зайцами погонишься – никого не поймаешь».

Все это дает основание говорить о громадном влиянии пословиц и  поговорок на развитие ума детей, образного мышления.

Умение народа образно описывать предмет, дать ему яркую  характеристику, умение творчески использовать слово является важным в формировании воображения детей дошкольного возраста.

Не малую роль играет и такая фольклорная форма, как загадка - одна из  форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов, явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе.

Используя литературу с большим количеством загадок, для картотеки были отобраны загадки по временам года, бытовые, загадки о сказочных героях, о признаках предметов или явлениях, которые использовала на занятиях, в других видах жизнедеятельности детей. Но для того, чтобы дети могли отгадать загадки, необходимо учить их наблюдать за предметами и явлениями, давать понятие о том, что непосредственно окружает человека в быту, учить сравнивать, сопоставлять объекты окружающей жизни, выделять в них общее и в тоже время характерное лишь для одного предмета или явления. И лишь тогда использовала загадку, чтобы испытать память, догадку, сообразительность детей. Ведь мысль в загадке выражается, не открыто и прямо, а переносно. И чтобы отгадать загадку, детям нужно найти решение логической задачи, произвести довольно сложную мыслительную операцию, увидеть это необычное в обычном, повседневном. Такие загадки как:

  «Нос железный. Хвост кудельный» (игла),

  «Ни окошек, ни дверей полна горница людей» (огурец),

«Хвост крючком, нос пятачком» (свинья) дети отгадывают быстро, а вот такие как: «В лес идет - холсты стелит, их лесу - перестеливает» (следы лыж), в которых нужно сконцентрировать все свои знания, а самое главное, точно определить предмет, вызывали сначала затруднения. Но на то она и загадка, она «доставляет уму ребенку полезное упражнение» (К.Д. Ушинский). Она заставляла его мыслить, способ развития его умственной активности, заставляет его задумываться  над вопросами, подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления, самостоятельным выводам:  «Что из чего состоит? Для  чего  используется? На что это похоже?» и т.п. Также использовала картотеку мнемотаблиц «Загадки».  Все это помогает отгадать загадку.

Используя в своей работе такие формы как игровые задания «Отгадай загадку», конкурсы «Бабушкины загадки», «Бабушка-загадушка в гостях у ребят», которые вызывают у детей положительные эмоции, формируют познавательный интерес к миру вещей и явлений, способствуют желанию самостоятельно придумывать загадки. На основе старых, дети придумывают свои новые:

 «Два кома, два круга стоят друг на друге» (снеговик).

 «Сильный, трескучий, жгучий под шубу лезет, стоять не вели (мороз).

«Белый, пушистый, как сладкая вата, а есть нельзя» (снег). Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей, обогащает словарный запас, формирует у детей представление о переносном значении слова, об образности речи.

Большое значение в развитии ребенка, в приобщении его к истокам родного, истинного, русского народного творчества имеют и такие жанры фольклора, как потешки, частушки, заклички, небылицы, народные словесные игры. Они развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.

Тщательно изучив литературу, отобрав необходимый материал для картотеки по ранее названным разделам, включила его в разнообразные режимные моменты, процессы детской жизнедеятельности.

 Наблюдая за игрой детей, услышала как Марина, причесывая свою куклу приговаривала потешку: «Расти коса до пояса...»

На прогулке, весной, наблюдая за образованием луж, рассказала детям потешку: «Аи гу-гу, ай гу-гу, Не кружися на лугу...». И благодаря яркости, доступности по форме и содержанию, дети быстро запомнили потешку и применяли в своих играх.

Образы потешек взяты из жизни, они конкретны и содержательны, поэтому в своей работе использую их при ознакомлении детей с окружающим миром, они служат средством социализации, приобщения детей к истокам coбcтвенной культуры.

Благодаря высокой инонациональной выразительности, повторяющихся  звукосочетаний и слов, например: «Чики-чики, читалочки», «Топ - топ! Топатушки!»; использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (- еньк, ечк, очк,  иньк, ичк и т.п.) потешки помогают мне в формировании эстетического восприятия окружающего мира у детей. Ласковый тон, разном темпе, с различной интонацией развивают  фонематический слух детей.

Чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа, так же как встарь, наши дети являются участниками традиционных на Руси праздников, народных обычаев, поют песни, водят хороводы, играют в народные игры.

Великий Покров, Рождественские праздники. Святки, Масленица, день Сороки, Пасха и др. - это те праздники, в которых принимали участи дети. Знакомство с закличками, колядками, хороводами, народными играми развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Они помогают формировать нравственные привычки, обогащают знания детей о природе, развивали речь. Дети легко запоминали яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, колядки,  словесные игры и используют их в своих играх. На прогулках часто можно услышать заклички осени «Весенушка - осень», морозу «Ты, мороз, мороз, мороз!», закликали Масленицу, весной - «Солнышко», «дождь», очень полюбилась детям закличка «Жаворонки прилетите». А какое удовольствие доставляют детям колядки, когда они надевают шапочки зверей, берут музыкальные инструменты: бубен, трещотки, погремушки, ложки и идут  колядовать:

-Маленький хлопчик сел на снопчик,

Во дуду играет, колядку потешает.

Пришла коляда - открывай ворота!

Дайте коровку, масляну головку…

Это забавляет детей, но вместе с тем развивает творческое воображение и речь.

На прогулках и в помещении дети с удовольствием играют в народные игры, которые подобраны по временам года.

Благодаря разнообразным формам работы при ознакомлении с народным творчеством, в полной мере были  осуществлены поставленные задачи. Проанализировав полученные результаты знаний детьми жанров устного народного творчества на основе предлагаемых заданий О.С. Ушаковой и Е.Струниной, можно сделать вывод, что они значительно увеличились, по сравнению с начальными результатами.

 Дети знают много сказок, узнают их по иллюстрациям, умеют их пересказывать, драматизировать, любят отгадывать и придумывать загадки, во время занятий, игр, наблюдений используют произведения словесного творчества народа.

В результате проделанной работы дети приобрели новые знания  о жизни и труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту. Благодаря языковым средствам выразительности образнее стала речь детей. Расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт оценки произведений устного народного творчества. Разнообразие словесного материала, интегрирование его в различных видах допустимой детям творческой деятельности позволило с успехом решить задачи речевого развития детей дошкольного возраста.

Результаты проведённой работы доказали, что было  выбрано верное направление, которое  позволило решить приоритет направления речевого развития.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство-Пресс» 2002г.

2. Ушакова О.С. « Знакомим дошкольников с  литературой». Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера,2003г.

3. Ушакова О.С. «Речевые игры и упражнения для дошкольников» М.: Просвещение, 1996г.

4. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник»

5. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль: Академия развития 2002г

6. Большева Т.В. «Учимся по сказке» Спб., «Детство-Пресс», 2001г.

7. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста»- Спб., «Детство-Пресс», 2010г.

6 ноября 2015 в 11:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.