МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателей с родителями»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления второй категории №17 «Звёздочка» (санаторное детское дошкольное учреждение для детей с туберкулёзной интоксикацией)

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель второй категории

Груша Светлана Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г

 

Эффективность работы ДОУ во многом зависит от взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями. Разногласия и конфликты между взрослыми  - явление довольно частое. Каждому воспитателю необходимо обладать навыками налаживания конструктивного диалога с родителями.

Воспитателю необходимо обладать следующими коммуникативными навыками:

умение слушать и понимать эмоциональное состояние собеседника;

умение договариваться с партнером, с начальством;

аргументировано излагать свою позицию в конфликте;

быть уверенным и не бояться агрессивного

собеседника;

адекватно выражать свою симпатию и доброжелательность;

вежливо отказать и др.

Педагогам при этом важно иметь представление об особенностях общения членов семьи воспитанников детского сада и влияния их друг на друга (особенно на детей).

Неконструктивные типы отношения родителей

 к воспитанию ребенка в ДОУ.

 

Жесткое следование негибким стилям поведения в общении взрослых между собой по поводу воспитания ребенка может стать причиной длительного дискомфорта как для них самих, так и для детей.

Можно выделить следующие неконструктивные типы отношения родителей к воспитанию ребенка в детском саду:

v«Пассивный родитель» - следует внутренней позиции: «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему». Особенно характерна эта позиция для родителей, которые перепоручают своего ребенка заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своей семьей.

v«Избегающий проблем» -  такой родитель словно поставил перед собой цель – убедить всех и себя, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники.  Эти родители в некоторых случаях утаивают важную медицинскую информацию от специалистов этого учреждения, которые могут и должны помочь данному ребенку. Они не желают видеть даже очевидных фактов, например результатов тестирования обследования, проведенных психологом, логопедом, воспитателем. В крайнем случае, родитель может ответить так: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у меня нормальный ребенок».

v«Агрессивно – недовольный» - родитель, постоянно критикующий действия воспитателей и администрации детского сада по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, когда дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками данного ДОУ. Такое поведение  родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, когда ребенок начинает бояться постоянных конфликтов и настраивается против воспитателя.

v«Надменный интеллектуал» - родитель, ставящий свое мнение выше мнения воспитателя, специалистов, если ситуация требует пересмотра его роли в воспитании ребенка. Он может оборвать в разговоре воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист не достаточно авторитетен.

За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, боязнь раскрыть свои истинные чувства. К сожалению, в этих случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи от родителей, пока те не изменят отношения к проблеме своего ребенка.

Особое значение нужно придавать совместной работе воспитателя с психологом в тех случаях, когда у ребенка есть явные поведенческие  нарушения. Это дети с энурезом; плохо адаптируемые к условиям пребывания в группе, гиперактивные; робкие; невротичные; агрессивные и т.д.

Воспитатель и родитель могут совершенно по-разному смотреть на одну и ту же проблему ребенка – детский онанизм, робость. упрямство, агрессивность. От воспитателя в этих случаях требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.

Если конфликт все же разгорелся, то могут пострадать не только дети, но и взрослые. Например, со стороны воспитателя к такому ребенку, которая невольно будет настраивать против него также других детей группы. Такая ситуация часто становится причиной уменьшения внимания педагогов к ребенку из-за страха перед его скандальной мамой.

Такая несогласованность в действиях воспитателя и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду или отдельной группе, неэффективности педагогических воздействий воспитателя.

Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция:

v игнорирование мнения родителей;

v недооценка опыта и условий семейного воспитания ребенка;

v превознесение собственных педагогических успехов и заслуг;

v раздача «ярлыков» и детям и родителям («яблоко от яблони», «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного» и т.д.)

 

Типы поведения воспитателей.

 

v «Воспитатель родителей» - для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснять, которые по мнению воспитателя, менее компетентны, т.к. «не занимаются своими детьми целый день».  Такие воспитатели смотрят на родителей свысока. Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, а считать свой опыт единственно правильным. Они часто слишком самоуверенны. Как ни странно, но носителями этого стиля поведения являются не только пожилые работники, но и молодые.

«Закрытые воспитатели» - не любят внимания к своей работе, не делятся своими профессиональными трудностями, т.к. опасаются критики со стороны коллег, родителей, заведующего. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, более комфортно чувствуют себя среди детей Сосредоточенны на своей работе, исполнительны.

v «Интеллектуалисты» - воспитатели, которые больше уделяют внимания развитии у детей мыслительной сферы, но не эмоций, чувств и коммуникативных качеств Им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие воспитатели основной акцент делают на занятия, а не игру и общение детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.

«Ранимые» - неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-то делать, поговорить с родителями. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

v «Дисциплинщики» - требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушением дисциплины и порядка. Любое бурное проявление самостоятельности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы  ребенка – превыше всего для такого воспитателя. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Педагог может обойтись грубо с ребенком и не осознать этого.

Можно только себе представить, как бывают шокированы «демократичные» в своих взглядах родители, когда услышат жалобы воспитателя на раскованное поведение их ребенка в группе. Ведь часто то, что разрешается ребенку дома, абсолютно запрещается воспитателем в детском саду. Например, нельзя бегать, кричать даже на улице, а дома это разрешается и рассматривается как нормальная поведенческая реакция ребенка, проявление его спонтанной активности.

Таким взрослым бывает очень трудно договориться между собой, найти компромисс, а ребенку еще труднее приспособиться к  двойному поведению. В результате родители начинают замечать, что их ребенок, придя из сада, гораздо больше и шумнее, чем обычно, чтобы снять с себя накопившееся напряжение за время пребывания в группе.

Родители также реагируют на это по-разному. Одни начинают урезонивать своего ребенка, запрещать ему бегать дома и во дворе, думая, что он «набегался» в детском саду и «лишнее» ему вредно. другие стараются отвлечь ребенка каким-нибудь интересным, но тихим занятием. Но хватает этого тоже не надолго, так как физиологическая потребность здорового ребенка в свободном движении не может быть удовлетворена в такой ситуации.

Таким образом, ребенок может быть дважды наказан взрослыми за естественное проявление своих желаний в спонтанной активности. Ребенку трудно бывает понять, почему его наказывают за то, что раньше разрешали.

 

 Ожидания родителей от пребывания ребенка в ДОУ.

 

  А что, собственно, ожидают родители от работы воспитателя и всего дошкольного учреждения? Из опроса родителей это удалось выяснить. Они ждут, что:

vребенка будут развивать;

vдадут то, что нельзя дать дома (праздники, муз. занятия, общение со сверстниками и взрослыми);

vучтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их проблем;

vобеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут от травм;

vне будут предъявлять к малышу абсурдных требований (запрет ходить в туалет в тихий час);

vрасскажут о ребенке, дадут рекомендации;

vбудут общаться деликатно;

vшире откроют двери детского сада для родителей, чтобы можно было внести свою лепту в развитие детей и помочь воспитателям.

Учет ожиданий и мнения родителей даст всему пед. коллективу вектор направления консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами с целью улучшить пребывание ребенка в детском саду, повысить эффективность работы.

18 октября 2012 в 14:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.