МБДОУ Детский сад № 17 Звёздочка г.Гуково

Здоровьесберегающие образовательные технологии, как инструментарий повышения качества дошкольного образования, подготовила инструктор по физической культуре высшей категории Бобровская С.В.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья.

В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

§  Здоровьесберегающую структуру ДОУ;

§  оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

§  формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах:

медико-гигиенической и медико-профилактической,

физкультурно-оздоровительной,

 информационно – просветительской,

образовательной,

коррекционной,

 спортивно- досуговой,

 валеологической и др.

Медико - гигиеническое направление как одна из приоритетных форм здоровьесберегающих образовательных технологий имеет существенное значение для эффективной работы по оздоровлению детей в ДОУ. Медико – гигиенические технологии направлены на укрепление здоровья детей. Они представляют собой комплекс оздоровительных и реабилитационных мероприятий для дошкольников с функциональными и некоторыми органическими нарушениями различных физиологических структур (нарушение опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.) и часто и длительно болеющих детей. Эти дети нуждаются в оздоровлении, как с помощью коррекционной работы, так и средствами физической культуры, и воспитываются, как правило, в садах компенсирующего вида. Лечебно- профилактическая работа  таких ДОУ осуществляется на основе специально разработанных программ для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. Такие программы включают в себя использование современного медицинского оборудования, физиотерапевтических процедур (ароматерапии, фитотерапии), а также лечебную физическую культуру, массаж и плавание.

Достижением  современной медицины является разработка новых оздоровительных технологий на основе средств физической культуры (Т.К. Марченко, С.Д. Поляков, С.В. Хрущев). Так, эффективным средством профилактики и коррекции деформации позвоночника специалисты считают правильное и своевременное проведение лечебной физкультуры. В процессе занятий корригирующей гимнастикой, направленной на коррекцию у дошкольников различных патологии  в развитии опорно-двигательного аппарата, в условиях ДОУ необходимо проводить общеразвивающие и специальные упражнения. Целесообразно использовать современное реабилитационное оборудование: ортопедические мячи (фитболы), «сухие» бассейны, мягкие модули, детские тренажеры. Полезны также упражнения с использованием обычного физкультурного оборудования (гимнастические палки, мячи разных размеров, обручи и т.д). Специальные упражнения подбираются с учетом выявленной ортопедической патологии и особенностей психомоторного развития ребенка. Эффективный способ коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и закаливания организма ребенка – оздоровительное плавание, которое осуществляется в ДОУ оборудованных бассейном.

Общеизвестно, что физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Для эффективности этой работы внедряются новые формы организации физкультурных занятий.

Одна из таких форм – организация физкультурных занятий на основе полодифференцированного (гендерного) подхода. Такой взгляд на физическое воспитание оправдан с физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, поскольку мужской и женский организмы отличаются целым рядом свойств и особенностей. На таких занятиях стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

Во многих ДОУ сегодня вводятся занятия с использованием тренажеров. Занятия проводятся в строгом соответствии с медицинскими и педагогическими рекомендациями.

Определенный интерес представляет опыт реализации в ДОУ дополнительных корригирующих упражнений, элементов гимнастики, йоги, обучение детей самомассажу, спортивным танцам, художественной гимнастике. Все это значительно обогащает и усиливает оздоровительную направленность всех форм двигательной активности детей в детском саду. Все большее распространение как средство здоровьесбережения получают также различные виды театрализованной деятельности.

Действенным средством физического воспитания и оздоровления детей по праву считается активный отдых, который способствует предупреждению утомления, повышению резервных возможностей детского организма, улучшению психоэмоционального состояния, активизации двигательной деятельности ребенка. Наиболее благоприятно проведение различных форм активного отдыха сказывается на состоянии детей, имеющих отклонения в здоровье.

В последнее время возникла потребность педагогической науки и практики в разработке и внедрении информационно-педагогических технологий в процесс физического воспитания дошкольников. Так, была разработана компьютерная программа «Физкультурный паспорт», позволяющая осуществлять диагностику физической подготовленности детей дошкольного возраста, школьников студентов, а также оценивать состояние воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях г. Москвы. На основе данных этой программы можно составить и рекомендовать индивидуальные программы для каждого ребенка с учетом достигнутого уровня развития.

В современных ДОУ также широко используется мониторинг физического здоровья ребенка. Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы в ДОУ компенсирующего вида. Кроме общего уровня физического здоровья детей метод мониторинга на основе показателей физической подготовленности позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка. Проведенные исследования показали, что ранняя диагностика патологии некоторых функциональных систем детского организма и своевременное проведение реабилитационных мероприятий значительно расширяют его резервные возможности и  повышают уровень двигательного и физиологического развития ребенка.

Особую роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке. Так, музыка является интегральной основой программы «Здравствуй!», разработанной доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым, позволяющей организовать межфункциональный  тренинг организма ребенка. Форма организации оздоровительной деятельности, включает в себя широкий спектр новых здоровьесберегающих технологий (работа цветомузыкальными пособиями, разучивание большого количества песен, регулярное выполнение дыхательной гимнастики, знакомство со сказочными персонажами, участие воспитанников в детских играх здоровья).

Все эти разнообразные формы и технологии применяются в процессе предшкольной подготовки, направленной на развитие основных двигательных качеств, совершенствование механизмов памяти, формирование речи, навыков чтения, воспитание музыкальности, мотивации здорового поведения. Использование в работе ДОУ программы «Здравствуй!», которая содержит здоровьесберегающие технологии, позволяет существенно улучшить состояние здоровья и развитие детей и подготовить их к школьному обучению. Благотворное влияние музыки в процессе занятий распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечнососудистую, эндокринную, пищеварительную системы.

Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования.  Педагоги проводят большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной  интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни.

Особое внимание уделяется системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка, укреплению психического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Успешность реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ зависит также от взаимодействия педагогов и родителей. Все большее значение приобретают разнообразные формы работы с родителями: игровые родительские объединения; собрания, в которых предусматриваются информационные беседы со специалистами; игровые практикумы и тренинги; консультации педагогов; дни открытых дверей; школы успешных родителей, молодой семьи, здоровья, здорового досуга; обмен семейным опытом. Все это способствует повышению педагогической культуры родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.

Более подробно вы можете ознакомиться с опытом внедрения здоровьесберегающих технологий столичных дошкольных учреждений в сборнике «Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста» (Отв. Ред. Л.Е.Курнешова. М.; Центр «Школьная книга», 2007год).

9 октября 2013 в 15:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.